Цветы — товар, который пользуется спросом даже во времена экономического кризиса. Для того, чтобы получать стабильную прибыль в этом бизнесе, необходимо грамотно составить бизнес-план.
Организационные моменты
Перед открытием цветочного магазина определитесь с его форматом. Наиболее популярные и прибыльные варианты:
- Интернет-магазин;
- Мини-бутик, расположенный в большом ТРЦ, или центральной части города;
- Небольшая точка продаж в продуктовом супермаркете, или ТЦ;
- Павильон, или бутик в подземном переходе, метро.
Для того, чтобы открыть цветочный магазин, необходимо оформить ряд документов. Вас ожидает:
- Получение разрешения на торговлю цветами;
- Прохождение государственной регистрации;
- Если Вы хотите открыть несколько специализированных точек, оформление ООО. Если магазин пока что будет один, оформляйте ИП (в таком случае Вы сможете выбрать упрощенную систему налогообложения УСН, или ЕНВД).
Обратите внимание: заключая договора на поставки цветов, следует скреплять их не только подписью, но и печатью. Однако индивидуальные предприниматели могут не иметь печати.
- Приобрести и зарегистрировать ККМ (не забывайте о законе об Онлайн кассах, он уже вступил в силу и действует в данной сфере бизнеса). Большинство продавцов кассового оборудования готовы помочь в его регистрации в налоговых органах. Обращайтесь к тем, кто оказывает данную услугу (на регистрацию уйдет от 3 дней);
- Приобрести и зарегистрировать «Книгу жалоб и предложений», кассовую книгу и прочие необходимые документы;
- Обратиться с органы пожарной безопасности, СЭС для проведения экспертиз.
Задумываемся об оформлении франшизы
Одним из самых простых способов открытия цветочного магазина является покупка франшизы. Ее представители помогут Вам во всех моментах оформления бизнеса. В том числе, в поисках места, где спрос будет повышенным, а конкуренция — минимально возможной. Несомненным достоинством является то, что заниматься поисками поставщиков растений не придется.
Купив франшизу, Вы получаете:
- Эксклюзивные права на представление бренда в своем городе;
- Лендинг-пейдж для виртуальных продаж;
- Грамотную и полноценную бизнес-модель, благодаря которой составить бизнес-план Вы сможете максимально быстро и верно;
- Уникальную цветочную продукцию гарантированно высокого качества;
- Поддержку специалистов на старте бизнеса.
Каким требованиям должно соответствовать помещение для продажи цветов?
Если рассматривать минимальные требования, которые необходимо предъявлять при поиске помещения под цветочный магазин, то они следующие:
- Стационарная торговая площадь, или отдельный павильон. Оптимальным размером считается 20-40 квадратов. Обратите внимание, что цветочные магазины разрешено располагать в офисных зданиях и жилых домах (на первых этажах);
- В помещении должен быть санузел и водопроводная сеть;
- Фасад здания должен предполагать возможность размещения вывески;
- Старайтесь выбрать место, которое располагается поблизости от остановки общественного транспорта, или, как минимум, рядом с проезжей частью;
- Вход и окна должны выходить на первую линию.
Минимальный ассортимент
Отнеситесь к подбору ассортимента максимально ответственно. Ни один «уважающий себя» цветочный магазин не обходится без тюльпанов и пионов, без гербер и хризантем (и тех, и других должно быть, как минимум, по 3 оттенка), без роз и кустовых роз (первых минимум 10-15 оттенков и вторых — примерно 5 оттенков), гвоздик и кустовых гвоздик.
Сейчас мы перечислили самые распространенные цветы. Однако Ваша точка должна предлагать и экзотику. В противном случае, определенного списка покупателей Вы лишитесь. Из тропических представителей обычно предлагаются антуриумы, ирисы, ранункулюсы, анемоны, фрезии, орхидеи.
Обратите внимание: вышеперечисленные разновидности, скорее всего, не будут покупаться ежедневно и в огромных количествах. Они непременно должны быть на Ваших полках, но достаточно будет и пары-другой экземпляров.
Также в ассортименте непременно должны быть:
- Несколько растений в горшках. Вы можете выбрать неприхотливые варианты, например, кактусы разных видов;
- Упаковочные материалы. Продажа всевозможных корзинок, коробок, упаковочной бумаги, сумочек, страз, флористических бантов, лент способна принести дополнительный стабильный доход;
- Бесплатные буклеты. В специальных брошюрах следует рассказывать о конкретных цветах, методах ухода, оптимальных условиях выращивания/содержания и т.д. Выдавать буклеты следует каждому покупателю. Естественно, на книжечках должны стоять логотип и наименование Вашего магазина. В таком случае покупатели не забудут о Вас в следующий раз, когда захотят приобрести цветы.
Если Вы хотите увеличить прибыль, то задумайтесь об оказании дополнительных специфических услуг. Вы можете проводить флористические мастер-классы, курсы повышения квалификации, приглашая опытных специалистов мира флористики. Можете предлагать помощь в оформлении торжеств и банкетных залов цветами.
Выбор оборудования
Покупкой обычных выставочных полок в магазине цветов не обойтись. Готовьтесь выделить деньги на приобретение специального холодильного оборудования. В противном случае, Ваши растения и цветы не будут выглядеть свежими и презентабельными. Помните: Вы открываете точку, которая занимается реализацией скоропортящегося товара. В специальных холодильных витринах будет автоматически поддерживаться заданный уровень температуры и освещения.
По мнению специалистов, оптимальным решением будет заказ стеллажей, подставок, подиумов и полок с учетом особенностей торговой точки. Для оформления стен следует выбирать теплые пастельные тона. В таком случае продукция будет выглядеть выигрышнее.
Для визуального расширения площади и создания стильного интерьера, в список оборудования следует включить зеркала. Цветочные срезы и растения в горшках должны располагаться в отдельных зонах.
Итак, список необходимого оборудования и инвентаря состоит из цветочных колб разного размера, рабочего стола флориста, стеллажа, опрыскивателя, цветочных стоек, специального холодильника для хранения товара, степлеров, ножей, устройства для срезки шипов, секаторов, лейки с узеньким носиком.
Правильный выбор сотрудников
Помните, что от того, насколько квалифицированным и культурным, вежливым и коммуникабельным будет Ваш флорист, во многом зависит Ваша прибыль. Даже в самом изысканном магазине цветов с невысокими ценами покупательский поток будет невелик, если обслуживать население будет грубый, или попросту неопытный продавец.
Прежде чем нанять сотрудника, убедитесь в том, что он умеет правильно общаться с потенциальными/реальными клиентами, обладает дизайнерскими способностями (без них не обойтись при составлении букета). Всем сотрудникам специализированных магазинов такого характера необходимо заниматься повышением квалификации, проходя курсы и семинары.
Помимо флориста, потребуется уборщица и бухгалтер. Вы можете не нанимать их в штат, и приглашать только по мере необходимости. В некоторых торговых точках в качестве уборщицы выступает флорист.
Сотрудничество с поставщиками также важно. Выберите региональные оптовые организации, которые будут доставлять Вам на точку цветы и прочую продукцию.
Если Вы не хотите нарушать нормы санитарной инспекции, позаботьтесь о заключении договора на вывоз мусора с площадки.
Обеспечить безопасность поможет наличие сигнализации и тревожной «кнопки».
Расходы на рекламу
Если брать в расчет только самый необходимый минимум, то рекламная кампания должна выглядеть так:
- Листовки, в которых будут описываться текущие промо-акции;
- Реклама в глобальной паутине (лучше всего, собственный сайт, предлагающий услуги доставки цветов);
- Вывеска, которая будет размещена на фасаде здания.
Финансовые расчеты
Приготовьтесь к следующим разовым расходам:
- Несколько тысяч рублей — регистрация ООО, или индивидуального предпринимателя;
- От 30-40 тысяч рублей — открытие интернет-магазина, наем работников для его тех.поддержки и приема заказов;
- От 25-30 тысяч рублей минимум — ремонт торгового зала;
- От 10 тысяч рублей — приобретение кассового оборудования;
- От 200 тысяч рублей — покупка мебели, инвентаря, оборудования;
- От 50-60 тысяч рублей — приобретение первой партии растений/цветов;
- От 10 тысяч рублей — закупка нитей, ваз, упаковочных материалов и прочего сырья.
В среднем, специалисты рекомендуют отталкиваться от цифры в 400 тысяч рублей на первоначальные расходы. Прибавьте сюда затраты на покупку торговой площади, если Вы не собираетесь ее арендовать.
Также каждый месяц Вам нужно будет платить:
- За рекламу — от 10 тысяч рублей;
- За аренду площади — от 25-30 тысяч рублей. Многое зависит от месторасположения точки, сумма может существенно меняться;
- От 70-80 тысяч рублей — на оплату труда флориста, уборщицы, представителя службы доставки и других сотрудников;
- От 50 тысяч на непредвиденные ситуации.
Величина наценки на цветочную продукцию может составлять 100-300%. Поэтому опасаться того, что Вы останетесь без прибыли, грамотно организовав дело, не нужно.