Для того чтобы привлечь денежные средства со стороны, многие предприниматели составляют бизнес-планы и пытаются ими покорить инвесторов. Но для того чтобы инвесторы выделили деньги нужно изрядно постараться, так как они, как правило, серьёзные люди и не привыкли распыляться на мелочи.
Поэтому все силы нужно бросить на составление качественного бизнес-плана, с глубоким анализом и расчетными показателями. Только такой проект может претендовать на денежные инвестиции.
Чем отличается бизнес-план для инвестора
Не все знают, но бизнес-план для личного использования и для инвестора различаются. Так как вкладчики не будут вникать в мелочи, их не волнует многие организационные мероприятия, а вот экономическим показателям они уделяют много времени.
Проект для инвесторов должен быть простым и понятным, и количество страниц в этом деле значения не имеет. Желательно найти «золотую середину» (15-20 страниц) и сбалансировать структуру проекта по трём главным разделам:
- Маркетинговый блок.
- Организационный блок.
- Финансовый блок.
Также позитивным моментом будет достаточное количество демонстрационного материала, в виде графиков, таблиц, диаграмм, рисунков. Они позволяют быстро оценить проект и вникнуть в его суть. Если план будет очень большим, то инвестор может просто не заметить его преимуществ и листать план, в поиске интересного.
Хорошим тоном будет считаться наличие успеха команды в предыдущих проектах, о чём можно составить отдельное резюме. В целом значение будет иметь не только бизнес-план, но и то, как его преподнесёт управленческая команда.
Ошибки при составлении бизнес-плана
Составляя бизнес-план для себя, предприниматель может описывать всё, что он пожелает. Причём делать это стоит с самыми подробными деталями, а вот бизнес-план для инвестора должен быть очень сжатым, но при этом информативным.
Нужно учитывать тот факт, что инвестора нужно заинтересовать, а не ошарашить. Ведь такие проекты не находят поддержки. Поэтому нужно помнить ошибки, которые нельзя писать в бизнес-планах:
- Никогда не стоит писать в бизнес-плане об отсутствии конкуренции в определённом сегменте рынка. Такие заявления заставят задуматься инвестора о том, что предприниматель не доработал совой проект и не провел глубокий анализ.
- Не стоит вводить инвестора в заблуждения и выдавать неправдивые данные. Он может их поверить или заподозрить, что его хотят обмануть. Тогда предприниматель не увидит не только денег, но и потеряет свою репутацию.
- Если предлагаемый продукт не нов, то на его описание не стоит тратить много времени и места. Лучше обратить внимание на новшества, которые предлагает компания или на маркетинговые идеи по продвижению данного продукта.
- Нельзя писать в бизнес-плане о том, что часть финансирования кем-то обещана. Если это действительно так, то нужно в цифрах привести эти данные, а если информация неточная, то её лучше опустить.
- Нельзя утверждать, о 100% готовности покупателей приобрести предложенные товары или услуги, не опираясь на расчётные данные. Должен быть проведён скрупулёзный маркетинговый анализ, который и должен выявить уровень реального спроса с учётом погрешности.
- Нельзя представлять финансовые показатели в годовом исчислении. Для первого года существования проекта нужно сделать помесячную разбивку, а на остальные 5 лет поквартальную. Также нужно уделить внимание окупаемости проекта и рассчитать вероятный срок, дабы инвестор мог принять решение о финансировании.
- Нельзя включать в план график прибыльности, если он имеет вид формы буквы «J». То есть сначала доход будет бесконечно падать, а потом за короткий промежуток времени начнёт расти.
Либо вообще натолкнет на мысль, что раз нет конкуренции нет, значит подобный товары или услуги вообще не нужны. Ведь даже самые крупные мировые гиганты присчитывались в ожиданиях потребительского спроса, чего уж говорить о простых предпринимателях-новаторах.
Это же касается и биографий сотрудников, не стоит приукрашать действительность, нужно говорить обо всём честно, чтобы инвестор осознавал на какие риски он идёт. Но, а если действительно имеются существенные факты в биографиях работников или достижения компании, то о них обязательно стоит упомянуть и доказать вкладчикам, что их команда достойна внимания.
Причём нужно говорить не только о том, какой товар хороший, и как его все хотят приобрести, а предлагать конструктивные маркетинговые мероприятия по продвижению товаров и услуг.
На практике такого не бывает, и если компания не знает, как сделать так, чтоб уровень дохода не падал, а с каждым месяцем рос, то в такой проект вкладывать не будут.
Составление бизнес-плана очень ответственное мероприятие, которое требует труда не одного человека, а целой команды. Только такая работа над этим документом позволит выявить все «подводные камни» и сделать глубокий анализ.