У кризиса есть две стороны: для большинства это трудные времена, связанные с потерей клиентов, изменение привычных условий ведения бизнеса. Предлагаем посмотреть на кризис, как на отличную возможность разрушить постылые стереотипы, искать новые возможности и стимулы развития.
Как сохранить бизнес в условиях кризиса
Чтобы извлечь из кризиса только необходимый стимул-эффект, а не пасть «в неравном бою», необходимо придерживаться 10 правил:
- Сократите затраты до минимально возможного уровня. Сейчас не время для дорогостоящих ремонтов и масштабных маркетинговых кампаний. Ревизию следует провести среди поставщиков: ищите более выгодные условия. Оптимизируйте персонал, проанализируйте его эффективность. Возможно, бизнес будет отлично функционировать и при его сокращении.
- Пересмотрите объем своего кредитного портфеля. Валютные кредиты сведите на нет. Постарайтесь брать минимально необходимые суммы, ищите банки с оптимальными процентными ставками.
- Продолжайте сотрудничество только с надежными, финансово стабильными дебиторами.
- Ищите импортозамещающую продукцию. Если же импорт неизбежен, застрахуйте валютные риски при помощи форвардных валютных контрактов. Это позволит зафиксировать курс на момент подписания контракта.
- Привлечь инвесторов и избежать недоразумений с контролирующими органами позволит оперативная и прозрачная отчетность.
- Проанализируйте свои активы, часть из них может пополнить ваши денежные средства. Часть автопарка, недвижимость или оборудование можно продать, а пустующие помещения сдать в аренду.
- Пересмотрите свою стратегию: возможно ли занять новую нишу, перейти в другой сегмент рынка. Близость к «большим деньгам» поможет пережить кризис: обратите внимание на тендеры крупных компаний и госзакупки.
- Повышайте эффективность продаж. Максимально используйте рекламные возможности онлайн, стимулируйте работу отдела продаж. В кризис особенно привлекают клиентов всевозможные акции и спецпредложения.
- Ищите пути отступления, план Б. Выберите несколько ниш, куда ваш бизнес может переместиться в случае критического падения спроса. Особенно уделите внимание целевой аудитории: в кризис люди меньше тратят, стараются отремонтировать и сохранить то что у них уже есть, а не купить новое.
- И самое главное: не стоит портить отношения с партнерами и кредиторами. Даже если обстоятельна вынуждают вас нарушить данные обязательства, сообщите об этом своим партнерам.
Малый бизнес в период кризиса
Банку выгодно получить от Вас свои деньги, и он будет искать пути решения временной неплатежеспособности, возможно, пойдет на изменения в кредитном договоре. Помните, кризис пройдет, а ваша репутация останется с вами навсегда.
Рано или поздно кризис действительно закончится. Малому бизнесу, конечно, не под силу менять глобальные экономические процессы, но он может правильно под них подстроиться. Для того чтоб пережить кризис, нужно к нему правильно подготовиться. Тяжелые времена переживут самые организованные.
На этом пожалуй я буду заканчивать! Верьте в свои силы и все будет ОК!