Под программу поддержки малого бизнеса в некоторых случаях попадают и предприятия, которые занимаются грузоперевозками. Это могут быть ООО или ИП, количество машин в автопарке у которых не превышает 20 и которые не имеют штатных работников более 100.
В этом случае допускается переход на более простую форму налогообложения — ЕНВД. Подобная программа позволяет получать различные налоговые льготы, вычеты, а также пользоваться сокращенной налоговой ставкой и упрощенной формой отчетности. Но при этом надо понимать, что грузоперевозки здесь выделены в отдельную категорию, для которой предусматриваются свои особенности ведения отчетности, постановки на учет и подсчета положенных взносов. Чтобы избежать различных ошибок и неточностей, необходимо в первую очередь обращать внимание именно на это.
Что подразумевается
Иногда некоторые руководители предприятий изначально неправильно трактуют понятие грузоперевозки. Это имеет принципиально важное значение, так как для некоторых видов деятельности изначально возможность ЕНВД не предусматривается. То есть, если основное предприятие не может получить разрешение на подобную форму налогообложения, то невозможно получить также и на некоторые отдельные виды грузоперевозок.
К примеру, нельзя оформить деятельность как грузоперевозку, если машина, находящаяся на балансе предприятия, осуществляет перевозки только из офиса в офис, при этом используя услуги только штатного водителя. Под грузоперевозками следует понимать исключительно оказание услуг сторонним компаниям при правильном документальном оформлении и при наличии всех необходимых сопроводительных документов.
Также нельзя определять деятельность как грузоперевозку в том случае, если осуществляется доставка покупок на основании договора купли-продажи. В этом случае также не могут применяться налоги для грузоперевозок, так как отдельный договор не подписывается и поэтому предусматриваются стандартные правила для обычных сделок. Грузоперевозки могут быть выделены в группу подобных услуг лишь в том случае, если будет подписан отдельный договор на предоставление именно таких услуг.
Особенности регистрации
Особые правила для предприятий, занимающихся грузоперевозками, начинаются еще на начальном этапе их деятельности — при регистрации в Налоговой Инспекции. Основная масса торговых точек и организаций, предоставляющих услуги населению, регистрируется в ФНС непосредственно там, где осуществляет свою деятельность.
Если же говорить о грузоперевозках, то такое предприятие становится на учет в ФНС и подает заявку на ЕНВД по месту регистрации ООО или ИП. Непосредственно от того, где именно будет осуществляться деятельность и где будет расположен офис, автопарк, регистрироваться в Налоговой Инспекции все-равно необходимо будет именно там, где зарегистрирован непосредственно сам частный предприниматель или юридическое лицо. Там же в дальнейшем и будет уплачиваться ЕНВД.
Иногда не удается сразу стать на учет с формой ЕНВД. Зачастую предварительно предпринимателя ставят на учет с обычной системой налогообложения. А уже после этого он пишет заявление на переход на ЕНВД. После постановки на учет в Налоговой Инспекции в течение 5 дней все документы передаются в другие фонды (ФСС, ПФР). Если в дальнейшем на предприятии будут наемные работники, то такой руководитель выступает в качестве страхователя и обязан подать все необходимые данные за своих сотрудников в течение 10 дней после приема на работу первого работника.
Пример расчета ЕНВД
Существует стандартная формула, утвержденная на законодательном уровне, по которой легко можно рассчитать размер ЕНВД для своего предприятия.
Общий вид формулы: ЕНВД = БД*ФП*К1*К2*15%.
В данном случае базовая доходность (БД) имеет фиксированное значение и на данный момент равняется для данного вида деятельности 6000 рублей. Физический показатель (ФП) в каждом случае будет индивидуальным. В случае с грузоперевозками здесь подразумевается количество машин, которые имеются в автопарке. Здесь сразу нужно сделать некоторое уточнение: к автопарку не относятся разного рода прицепы. Их не выделяют в самостоятельную единицу. Также не учитываются при расчете налога те транспортные средства, которые на момент уплаты фактически не задействованы в деятельности (находятся в ремонте).
Дефлятор (К1) — это коэффициент, который является стандартным для всех видов деятельности. Его ежегодно устанавливают на законодательном уровне после подписания соответствующего постановления Правительства. Эти данные необходимо каждый год смотреть в нормативных документах. Но при этом надо понимать, что в середине года показатель не изменяется — он утверждается на весь год сразу.
А вот дефлятор второго уровня (К2) уже устанавливают местные власти. Его всегда можно найти на сайте администрации, или просто уточнить в Налоговой Инспекции. Показатель изменяется весьма редко и поэтому зачастую не требуется частого его корректировать, но все же периодически необходимо проверять актуальность информации, чтобы избежать допущения ошибок при подсчете ЕНВД.
То есть по факту изменяется для предпринимателя только непосредственно физический показатель, все остальные параметры будут стандартными, как для любой другой деятельности.
При этом очень важно не забыть, что декларацию при ЕНВД необходимо подавать раз в квартал, а данная форма предназначена для расчета показателей за месяц. Поэтому полученное значение необходимо будет обязательно умножить еще на 3, чтобы получить окончательную сумму, которую необходимо будет уплатить.
Сразу надо уточнить, что данная формула актуальна только для тех предприятий, которые занимаются именно грузоперевозками. Для перевозок пассажиров будут абсолютно другие правила расчета ЕНВД.
В некоторых случаях предпринимателю может понадобиться рассчитать ЕНВД для своей деятельности за неполный месяц. В этом случае необходимо полученное значение умножить на количество дней, которые велась деятельность, и затем разделить на количество дней в этом месяце.
На данный момент различные программы и сервисы предлагают помощь в подсчете необходимого взноса по ЕНВД. В этом случае в специально предусмотренные поля необходимо просто внести нужные данные и затем автоматически рассчитать сумму, которую нужно будет внести. Таким образом, возможно просто даже обезопасить себя от механических ошибок, допущенных при подсчетах. Также, если пользоваться официальными сервисами, то можно не тратить время на поиск актуальных значений коэффициентов — они и так уже будут в базе.
Ведение бухгалтерии
Сейчас активно обсуждается вопрос по поводу введения онлайн касс на предприятиях. Это действительно необходимо сделать максимум до июля 2018 года. Некоторые предприятия могут обойти это правило, но при этом все же онлайн кассы позволят существенно упростить процедуру ведения учета доходности предприятия.
В данном случае грузоперевозчик будет формировать все бланки БСО через электронную программу. Информация о полученном доходе передается автоматически на сервера ФНС. После этого многие формы отчетности и промежуточные сводки формируются автоматически. Таким образом, удается сэкономить затраченное время.
Кроме того, в случае утери БСО все данные легко можно будет восстановить.
Возможные льготы
Для всех, кто находится на ЕНВД, предусмотрены различные способы уменьшения размера положенных отчислений. На данный момент уменьшить ЕНВД легко можно при помощи сокращения страховых взносов. Сделать это возможно раз в квартал, только нужно внимательно следить за размером уже уплаченных сумм, так как на следующий месяц средства не переходят, если было заплачено слишком много.
Размер страховых взносов допускается уменьшить на разную сумму в зависимости от формы предприятия:
- Для ИП в некоторых случаях допускается вообще не платить страховые взносы. Это возможно в том случае, если они по размеру превышают установленную сумму к оплате. В этом случае ИП может быть полностью освобожден от уплаты взноса, но только если грузоперевозками он занимается сам, а не с помощью наемных работников;
- Для ООО и ИП с наемными работниками предусматривается иная система налоговых уменьшений. Для них допускается снижение страховых взносов максимум на 50 %. Здесь подразумевается, что если сумма взносов превышает половину от положенной по ЕНВД оплате, то допускается снижение суммы до этого показателя.
Чтобы воспользоваться подобной возможностью, необходимо при сдаче отчетности подать соответствующее заявление в Налоговой Инспекции. При этом, допускается подобное уменьшение только страховых оплат: взносов в ПФР, ФОМС и ФСС. Надо понимать, что процент отчислений в ФСС напрямую зависит от специфики работы предприятия и потенциальных рисков травматизма на производстве, поэтому размер экономии будет для каждого предприятия также своим индивидуальным.
Таким образом, переход на ЕНВД для грузоперевозчиков будет также весьма выгодной формой налогообложения. Но при этом, конкретно для данного вида бизнеса налоги имеют несколько особенностей, которые следует учитывать, чтобы избежать в дальнейшем ошибок и штрафных санкций.