Открыть свой собственный музей — достаточно сложная задача. Она требует больших капиталовложений и серьезной организации. Ситуация осложняется тем, что в наше время далеко не каждый человек увлекается музеями. Главная задача организатора бизнес-идеи поэтому — придумать интересный вариант, который позволит заинтересовать людей всех возрастов.
Выбор идеи
Исторические памятки очень сложно приобрести в частную коллекцию, чтобы создать музей в таком формате. Поэтому упор следует сделать на оригинальные поделки, картины, или прочие произведения искусства, которые будет сравнительно легко приобрести в свободном доступе.
Но здесь следует понимать, что представленные в музеи экспонаты должны обладать оригинальностью и индивидуальностью, иначе никакой ценностью для посетителей музея они обладать не будут.
Также надо понимать, что молодежь и даже представителей среднего возраста в музей можно привлечь только чем-то оригинальным и современным. Очень популярны в последнее время различные медицинские экспонаты: к примеру, зародыши с различными аномалиями развития. Но открыть подобный музей будет достаточно сложно, так как подобные экспонаты обычно представлены только при медицинских академиях, или больницах.
Самым простым вариантом будет открыть музей с представленными картинами, или поделками. Хотя подобные экспонаты и являются весьма дорогостоящими, но зато приобрести их не составит особого труда.
По такому же принципу можно остановить свой выбор и на коллекционных книгах. Это могут быть редкие подарочные издания или же книги, приобретенные у букинистов. Если правильно их расположить и добавить историй о создании каждой из них, то это вполне может привлечь внимание к подобной коллекции.
Организация работы
Следует позаботиться об оформлении самого музея ничуть не меньше, чем о выборе экспонатов. Вся представленная коллекция должна быть правильно размещена. Необходимо, чтобы там был обеспечен достаточный свет, чтобы все экспонаты можно было рассмотреть хорошо. Также следует разместить свет таким образом, чтобы подчеркнуть выгодный ракурс коллекции.
Экспонаты не должны располагаться слишком близко друг к другу. В противном случае, они рискуют попросту затеряться между собой. Хорошо, если для каждого экспоната будет отведено специальное место (стенд, стол). Также следует позаботиться и об их сохранности. Для этого зачастую мелкие экспонаты размещают под стеклом, устанавливая там же специально направленные лампы. Если же выставочный экспонат имеет слишком большие размеры, то необходимо установить вокруг него специальное защитное заграждение.
Выбор места
Выбирая место для расположения музея, следует ориентироваться, в первую очередь, на его предполагаемые размеры. Если там будет выставлено не слишком много экспонатов, то вполне возможно арендовать помещение в бизнес-центре. Это также придаст организации дополнительную современность и привлечет туда более юное поколение.
Располагать музей желательно в центре города. Люди должны без особых трудностей иметь возможность добраться до этого места. Также в обязательном порядке следует позаботиться о безопасности. Сохранность экспонатов должна быть обеспечена охранным агентством. Если экспонаты достаточно дорогостоящие, то необходимо также предусмотреть сигнализацию, которая должна быть установлена на стеклах, или по периметру стенда.
Также можно предусмотреть возможность транспортировки экспонатов. В последнее время это становится все более популярным среди современных коллекционеров. Они обеспечивают возможность перевозки коллекции в разные города, чтобы люди имели возможность посмотреть коллекцию везде. Кроме того, это позволяет привлекать значительно больше зрителей, ведь зачастую выставки в музеях люди посещают всего один раз.
То есть, даже по теории вероятностей, каждый человек посетит музей не более 2 раз и рано или поздно все желающие уже посмотрят коллекцию. После этого количество посетителей стремительно упадет. В этом случае владельцу музея требуется или обновлять полностью коллекцию своих экспонатов, или перевозить ее в другие города, где люди еще не знакомы с ней.
Альтернативный вариант
Если по какой-то причине нет возможности приобрести достаточное количество экспонатов в свою коллекцию, то тогда альтернативным вариантом может стать просто открытие своего выставочного зала. Многие современные музеи вояжируют по миру, показывая в разных городах свои экспонаты. Именно с такими организациями можно заключить соответствующее соглашение. Если выставочный зал будет хорошо оборудован, то вполне возможно разместить привезенные экспонаты там. В этом случае такой вариант музея может стать неплохим вариантом, а вот затраты на организацию деятельности будут минимальными.
Начало деятельности
После того как идея для музея полностью выбрана, следует переходить непосредственно к ее реализации. Для этого действовать необходимо по следующему механизму:
- Выбрать место и договориться за его аренду. Выкупать подобные площади под такие цели обычно не целесообразно. Но вот договор аренды все же следует подписывать на длительный срок, так как вложения в помещение будут существенными и поэтому следует обезопасить себя от непредвиденных ситуаций.
- Закупка экспонатов. В некоторых случаях, если все же было принято решение остановиться на тех предметах, которые представляют историческую ценность, то потребуется получить дополнительные разрешения государственных организаций, а также зарегистрировать каждый экспонат.
- Подбор персонала. Следует обеспечить не только достаточное количество охраны, но также и выбрать персонал, который будет следить за чистотой и надлежащим видом представленных экспонатов. Также потребуется найти экскурсовода, который будет рассказывать о каждом из экспонатов.
- Оформление зала. Необходимо позаботиться о должном оформлении интерьера выставочного зала, а также об установке каждого экспоната и оформления для него стенда. Важно также изготовить таблички с хотя бы краткой информацией о каждом представленном экспонате.
- Реклама. Необходимо проинформировать об открытии музея потенциальных посетителей, или партнеров.
Продвижение
Когда уже все готово к открытию выставки, можно переходить к непосредственной рекламной кампании музея. Процесс формирования рекламной кампании напрямую будет зависеть от того, какова именно концепция работы музея.
Если музей будет позиционирован как выставочный зал, то необходимо отправлять специальную оферту тем, кто готов представить для выставки экспонаты. Это могут быть частные коллекционеры или те, кто планирует выставки в других городах. Размещать подобную рекламу для общего доступа попросту не за чем. Поэтому лучше направить индивидуально конкретное предложение каждому, кто является в данном случае потенциальным партнером по бизнесу. В этом случае достаточно, чтобы просто зал уже был оформлен таким образом, чтобы можно было организовать выставку экспонатов.
Если же в музее уже имеется достаточное количество выставочных экспонатов, то легко можно перейти к продвижению заведения для потенциальных посетителей.
В этом случае хороши будут любые рекламные средства:
- размещение рекламы в интернете на тематических форумах. Зачастую подобные вывески размещают на городских порталах в разделах афиш. Также можно создать свой сайт, где будет представлено несколько экспонатов, чтобы люди имели представление о предлагаемой выставке;
- распространение информации по телевизору, или радио;
- публикация афиши в журналах и газетах;
- раздача флаеров на улице;
- вывески с объявлениями на столбах.
Самое главное в любом случае, чтобы был подан максимум важной информации. Человек должен получить представление о том, какие именно экспонаты предлагает музей, в какое время он работает и какова стоимость билета. Конечно же важно указать и контактные данные. Здесь нужно написать и адрес, и телефон, чтобы человек мог как сразу непосредственно прийти для посещения музея, так и позвонить для уточнения всех интересующих деталей.
Таким образом, музей может действительно стать отличной идеей для бизнеса. Но при этом нужно понимать, что реализовать ее будет достаточно сложно: необходимо позаботиться об отличной организации рабочего процесса, а также о продвижении своей кампании на рынок подобных услуг.
Зачастую стоимость экспонатов для музея бывает слишком высокой, кроме того, приобрести все желаемые вещи сразу может оказаться невозможно. Поэтому надо быть готовым к тому, что коллекция будет периодически пополняться. Стоимость экспонатов обычно довольна большая, но все же при составлении правильного бизнес-плана окупаться проект тоже будет весьма быстро.