Открытие бизнеса на перевозке детей в школу — выгодное и социально полезное начинание. К сожалению, государственные школьные автобусы немногочисленны, некоторые элитные частные школы располагают 1-2 единицами, но такого массового распространения, как в Европе и Америке, где это практически единственный и самый удобный способ перемещения школьников, school bus в нашей стране пока еще не имеет.
Специфика бизнес-идеи
Это деятельность в сфере низкой конкуренции, многих предпринимателей пугают сложности и большое количество разрешений, которые необходимо получить, чтобы открыть бизнес. Другие инвесторы предпочитают вложить деньги в экономически прибыльные, междугородние пассажирские перевозки, или в частные маршрутки.
Тем не менее, школьный автобус — перспективный бизнес для тех, кто думает не только о собственной выгоде, это востребованная услуга, учитывая количество учебных заведений, особенно в крупных городах, и заинтересованность, как школ, так и родителей в безопасной и своевременной доставке детей на занятия.
Разрешения и лицензии на открытие бизнеса
Данный вид деятельности попадает под классификацию «пассажирские грузоперевозки», поэтому после регистрации СПД в форме ООО, необходимо получить лицензию в местном представительстве Ространснадзора. Срок ее выдачи составляет 45 дней, уплата пошлины — около 100 у.е. Чтобы сэкономить время и силы, можно доверить лицензирование сторонней юридической организации.
За соответствующую сумму такой посредник поможет подготовить весь пакет необходимой документации и согласовать все вопросы в лицензирующем органе. Не стоит забывать и о страховках: ОСГПП, ОСАГО и при желании КАСКО.
Транспорт
Для организации перевозок школьников по городу потребуется специально оборудованные автобусы, прошедшие ТО и допущенные к участию в дорожном движении. На момент покупки срок их эксплуатации не может превышать 10 лет. Транспортное средство должно быть оборудовано тахографом и навигацией ГЛОНАСС, аптечкой и огнетушителем, покрашено в желтый цвет, иметь опознавательную табличку «Дети», каждое сидение — оснащаться ремнем безопасности.
Стоимость автобуса зависит от пробега, марки, состояния, технических характеристик. Можно купить транспортное средство, пригодное для целей перевозки школьников, как за 18-20 тысяч долларов, так и за 35-40 000$. Тут все зависит от размера стартового капитала предпринимателя.
Персонал
Водители школьного автобуса должны иметь медицинские справки, права категории «D» и стаж вождения не менее 5 лет. Группу детей должно сопровождать ответственное лицо, можно найти его самостоятельно, но, как правило, эту роль берет на себя представитель от учебного заведения.
Маршрут следования school bus
Маршрут составляется совместно со школьными заведениями, которые предполагается обслуживать, а те, в свою очередь, согласовывают его с родителями учащихся. Затем путь следования утверждается и регистрируется в Ространснадзоре, тут же получается разрешение на перемещение по выделенной полосе, чтобы избежать простоя в пробках (при необходимости), все это фиксируется в путевом листе водителя и выполняется им без отклонений и по зафиксированному расписанию.
Разработка удобного, а главное — рационального маршрута, позволяющего собрать максимальное число детей по пути следования, — один из самых ключевых моментов в этом бизнесе.
Основные заказчики и стоимость услуг
Основные заказчики на school bus — это частные лицеи, колледжи, элитные заведения, в стоимость обучения в которых уже входит оплата услуг школьного автобуса, но они не имеют транспорта в личном автопарке. Они платят фиксированную сумму за аренду автобуса и строго оговаривают количество ходок, часы, протяженность маршрута, число и места остановок. Можно наладить сотрудничество и с муниципальными гимназиями и школами, где вопрос доставки учеников решается за счет сбора администрацией средств с родителей.
В любом случае, стоит помнить, что люди состоятельные, как правило, сами привозят и увозят чадо на личном авто, а вот средний класс заинтересован в доступной, безопасной услуге развоза детей под присмотром сопровождающего, отдав предпочтение школьному автобусу, чем общественному транспорту с пересадками. Пусть стоит услуга и дороже, но это индивидуальный, быстрый и безопасный способ доставки ребенка в школу и из нее.
Безусловно, пока клиентская база школьного автобуса будет небольшой, не избежать простоя. На выходные дни автобус можно сдавать в аренду для тех же учебных заведений в экскурсионных целях или, имея на руках необходимые разрешения, использовать его как общественный транспорт. Нужно искать объекты, которые проводят занятия в разное время, к тому же не стоит забывать, что школы работают в несколько смен.
Популярна практика продленных групп и окончаний занятий в разное время. Так что простой вероятен всего в утренние часы, после доставки детей в школу, а вот по доставке из школы, наоборот, может быть серьезная нагрузка.
Так как бизнес-идея коммерческий школьный автобус только начинает свое развитие на нашем рынке, сложно сформулировать четкую стоимость услуг. Тем более что формируется она, исходя из протяженности маршрута, цен на топливо, влияет на нее класс и амортизационные расходы автобуса, плюс непосредственно количество перевозимых юных пассажиров.
На этапе открытия бизнеса достаточно будет двух-трех обслуживаемых объектов по одному автобусу на каждый. Суммарный стартовый капитал в среднем около 100-150 000 долларов в случае покупки/лизинга/приобретения в кредит не очень дорогих, но, тем не менее, надежных импортных автобусов.
По оценкам маркетингового исследования, учитывая практически полное отсутствие конкурентов, даже 2-3 сотен человек со всей школы достаточно для выхода в ноль и получения прибыли.
В будущем можно рассчитывать, что этот социальный проект найдет поддержку со стороны государства, как это происходит за границей, и деятельность предпринимателя в этой сфере станет менее хлопотной и еще более выгодной.