Любой бизнес-план служит не только в качестве пошаговой инструкции для реализации проекта, но и для привлечения внимания потенциальных инвесторов. Этот документ содержит исчерпывающую информацию о затратах, рисках и перспективах, что особенно актуально для тех, кто решается расстаться со своими деньгами.
Продуманный бизнес-план сайта практически не отличается по смыслу и содержанию от бизнес-плана какого-либо серьезного коммерческого проекта.
Он представляет собой уникальную стратегию, которая учитывает:
- особенности рассматриваемого бизнеса;
- условия среды, в которой предстоит конкурировать;
- уровень сайта и отличительные признаки, которые будут выгодно отличать ресурс на фоне предложений конкурентов.
Грамотный бизнес-план сайта разрабатывается в индивидуальном порядке, поэтому его содержание зависит от тематики предлагаемых услуг и товаров, объема сбыта, наличия или отсутствия узнаваемого бренда, а также конкурентов в выбранной нише. Однако если рассматривать вопрос структуры бизнес-плана сайта в целом, то следует составить документ, в котором будет максимально полно, четко и последовательно изложена вся необходимая информация о проекте.
Составляющие бизнес-плана
- титульный лист и оглавление;
- введение с общими сведениями о проекте;
- детальное описание предлагаемых услуг и товаров;
- отражение производственной и коммерческой деятельности компании;
- анализ отрасли, или определенного ее сегмента;
- имеющийся и ожидаемый объем продаж;
- текущие расходы на создание, продвижение и поддержание работы сайта;
- предполагаемая степень риска вложений;
- заключение;
- список сайтов-конкурентов с кратким описанием своих преимуществ.
Рассмотрим основные составляющие бизнес-плана сайта более подробно.
Краткое описание проекта
Введение — это визитная карточка проекта. Успешный бизнес-план должен иметь лаконичное описание, которое сможет вызвать интерес у потенциальных инвесторов. Информативным считается введение, которое содержит:
- краткое обоснование цели разработки сайта выбранной тематики;
- описание планируемого объема контента;
- общие сведения о капиталовложениях;
- предполагаемые сроки создания ресурса;
- предварительные прогнозы посещаемости;
- расчетное увеличение объема предоставляемых услуг, или числа продаж.
Подробное описание проекта
В этом разделе бизнес-плана сайта содержится подробное описание целей проекта, которые располагаются в приоритетном порядке. Во-первых, осуществляется тщательный разбор инвестиций и расчет их окупаемости. Во-вторых, составляется описание сопутствующих выгод, выраженных в виде завоевания конкретного сегмента рынка, повышения авторитета компании, упрочнения ее позиций среди конкурентов или продвижения торговой марки. В-третьих, обосновывается выбор уровня доменного имени и приводится краткое содержание структуры сайта: описание, оформление и отличительные признаки, которых нет у конкурентов.
Характеристика деятельности компании
Основной упор в этом разделе стоит сделать не на описании деятельности компании, а на выгоду, которую ей принесет создание веб-портала. К примеру, повышение продаж, увеличение объема предоставляемых услуг, или улучшение узнаваемости бренда.
Если сайт предназначается строго под электронную коммерцию, следует перечислить полный перечень услуг, аргументировав их востребованность.
Маркетинговый анализ и стратегия
В данном разделе следует обосновать конкурентоспособность проекта. Ее показатель имеет первостепенное значение при разработке площадки, связанной с электронной коммерцией.
Чтобы предоставить необходимую информацию, нужно проанализировать нужный сегмент рынка:
- сравнить существующие услуги;
- оценить качество, цены и доступность товаров;
- выявить слабые стороны в алгоритме работы сайтов-конкурентов;
- избежать повторения обнаруженных ошибок в оформлении и архитектуре собственного ресурса.
На основании полученной информации формируются выводы о рыночном сегменте, который планируется завоевывать. Кроме того, предоставляется детальный план продвижения проекта с указанием необходимых методов оптимизации и рекламных приемов, а также описанием специалистов, которых предстоит привлекать для этой работы.
Текущие расходы
В этом разделе речь идет о всех расходах, которые планируются на этапах создания, развития, продвижения и поддержания работы сайта.
Во-первых, следует подсчитать расходы на запуск сайта, которые включают:
- работу с контентом — подготовку и написание статей, текстовое наполнение, подбор графики;
- разработку структуры и отладку работы сайта;
- рекламную кампанию с использованием печатной продукции, СМИ, баннеров, ссылок и СЕО-оптимизации;
- технические затраты — покупку хостинга или сервера, подготовку персонала.
Во-вторых, нужно предусмотреть затраты на дальнейшее продвижение и поддержание работы сайта. В этом случае большая часть расходов будет приходиться на зарплату персоналу, обслуживающему ресурс.
В-третьих, необходимо описать источники финансирования проекта и указать их конкретный объем. При привлечении средств инвесторов указываются процентные ставки и условия кредитования. В качестве заключения в данном разделе послужит график окупаемости проекта.
Оценка потенциальных рисков
Чтобы определить вероятность неудачной реализации проекта, нужно выявить возможные риски и определить степень их влияния на проект. Учитывая, что непредвиденные ситуации возникают и в юридической плоскости, и с технической стороны, следует заранее оценить и вынести возможные затраты в отдельный пункт.
Таким образом, бизнес-план сайта требует индивидуального подхода при работе с каждым конкретным проектом, однако вышеперечисленные пункты должны входит в состав этого документа в обязательном порядке.