Как правило, предприниматели, ставящие целью открыть и развивать бизнес в сфере образования, руководствуются не чисто коммерческими целями. Миссия компании — предоставление услуг населению социальной направленности, удовлетворение спроса в качественных знаниях, повышении квалификации специалистов.
В этом заинтересовано и общество, государство, поскольку от уровня образования, знаний, профессиональных навыков населения зависит качество и количество национального продукта, уровень жизни, благосостояние всех членов социума.
Бизнес-план образовательного учреждения должен предусмотреть несколько аспектов:
- формальных;
- финансовых;
- маркетинговых;
- стратегических.
Образовательным учреждениям, организациям, их филиалам, отрыты различные источники финансирования. Они могут быть привлечены наравне с собственными для более успешного уверенного старта. В их числе:
- субсидии;
- беспроцентные целевые ссуды;
- кредиты с пониженной ставкой.
Помимо федеральных программ, в регионах существуют собственные фонды, предоставляющие предпринимателям, организующим бизнес в сфере образования, средства на реализацию их целей и задач. Чтобы в полной мере, максимально эффективно привлекать и использовать эти источники, требуется грамотный развернутый бизнес-план.
Формальная часть
Форма составления проекта зависит от того, какие цели он преследует. Если образовательное учреждение будет оказывать услуги по обучению детей в рамках Единого стандарта, то обязательно получение необходимых лицензий, получение аккредитаций, соблюдение ФГОС. Они необходимы к соблюдению учреждениями:
- дошкольного;
- общего;
- специального;
- дополнительного образования.
В том числе — в рамках реализации образовательных услуг в период летнего отдыха, каникул, соревнований, олимпиад, проведения иных состязательных мероприятий.
В том случае, если предусмотрены иные виды образовательных услуг (курсы переобучения, повышения квалификации, вождения и пр.), в большинстве случаев компания сама разрабатывает и утверждает образовательные программы и положения. В отдельных случаях они должны быть согласованы и утверждены отраслевыми и ведомственными органами, сфера деятельности задействована в реализации программы образовательного центра. Например, при обучении навыкам вождения, теории, автошколы базируют свою документацию на ПДД и т. д.
Финансовая часть
Стартовый капитал существенно разнится. Он зависит от сферы деятельности образовательного учреждения. Средний расчет для центра подготовки сотрудников финансовых и бухгалтерских служб выглядит так:
Расходная часть бизнес-плана
Аренда помещения (желательно в деловом центре города или в спальном, недавно заселенном районе, микрорайоне с большим количеством жителей) — 30-50 тысяч рублей.
Начальный ремонт, переоборудование аудиторий для занятий. Особое внимание уделяется требованиям безопасности (пожарной, со стороны охраны), а также организации системы вентиляции (особенно в компьютерном классе) — 70 000 рублей.
Закупка оборудования, мебели, инвентаря (в расчете на 60 человек обучающихся, получающих услугу в двух автономных группах, например, дневного и вечернего графика обучения) — 300 000 рублей.
Наем персонала — преподаватели (4 человека), инженер компьютерного класса, лаборант, уборщик служебных помещений, сторож — порядка 200 000 рублей в месяц.
Рекламная кампания — на телевидении, сайте, в интернете — 30 000 рублей.
Начальные текущие расходы (коммунальные платежи, обслуживание здания, вывоз мусора, интернет, телефония, комплектующие к оргтехнике, бланки и пр.) — 70 000 рублей.
Итого, чтобы открыть заведение и для осуществления первого цикла образовательных услуг необходимо вложить стартовый капитал в сумме минимум 700 000 рублей. Часть этих средств (порядка 50%) можно получить в форме субсидий и займов на льготных условиях, если убедительно доказать актуальность проекта не только с коммерческой, но и социальной точки зрения.
Доходная часть бизнес-плана
Средняя стоимость курса обучения (2 месяца) с выдачей диплома об окончании курса и присвоения квалификации бухгалтера (со знанием 1С) составляет 20-30 тысяч рублей (в зависимости от охвата объема знаний и формируемых навыков). Исходя из наполняемости групп в 30 человек, в месяц можно получить минимальный доход: 20:2 * 30 * 2 (группы) = 600 000 рублей.
Учитывая, что примерно половина выручки уйдет на расходы следующего цикла (оплата труда персоналу, закупку комплектующих и пр.), уплату налогов, можно предположить, что окупаемость проекта наступит через 9 месяцев — 1 год с момента начала деятельности. При условии, что большая часть стартовых вложений — собственные средства учредителей (предпринимателя), или беспроцентные привлеченные ресурсы и субсидии, не требующие возврата.
Маркетинговая часть бизнес-плана образовательного учреждения
Добиться успеха и получать стабильную прибыль, развиваясь и реализуя поставленные цели, можно, если максимально учесть и нивелировать, снизить все возможные риски образовательного проекта:
- Конкуренции. В крупных и средних городах рынок образовательных услуг достаточно развит. Он представлен преимущественно организациями, учреждениями, предлагающими образование по востребованным в текущий момент профессиям (водитель, менеджер, финансовый работник). Снизить риски можно, взяв за основу маркетинговой части плана новые, перспективные профессии и направления обучения. К таким можно отнести космическую отрасль, инновации, медицину, биохимию и пр.
- Неправильно рассчитанный спрос. В небольших, далеко расположенных населенных пунктах, скорее нецелесообразно открывать образовательные центры для взрослых. Стремление уехать на учебу в более крупные города связано с надеждами на поиск в дальнейшем работы по полученной специальности. В небольших же населенных пунктах, трудоустройство, как правило, осложнено, а уровень оплаты труда ниже желаемого населением. Но в небольших поселках, селах, деревнях, особенно если рядом расположены новые коттеджные поселки, загородные комплексы, выгодно открывать специализированные детские образовательные учреждения: курсы раннего развития, школы для малышей, спортивные и языковые группы. В том числе — сезонные, ориентированные на работу в летнее время (языковой, спортивный лагерь и т. п.).
- Неправильного расчета ценового сегмента. Желательно ориентироваться на цену аналогичных услуг в близлежащих схожих по численности и составу проживающих населенных пунктах. При отсутствии этих ориентиров — на платежеспособный спрос населения.
Стратегическая часть бизнес-плана образовательного учреждения
Образование — специфическая отрасль. Она обязательно должна предусматривать не только ближайшие (на текущий год), но и дальние перспективы.
Для разработки стратегии желательно привлечь специалиста-аналитика, умеющего составлять обоснованные прогнозы и на их основе предлагать альтернативные рекомендации и планы. Они и станут основой:
- программы обучения, ее формальной части;
- экономического обоснования вложений, доходов, рентабельности и прибыли;
- маркетинговых оценок и предпосылок, планов и тактик.
Основные стратегии бизнес-планов образовательных учреждений
- Развитие по географическому признаку — открытие представительств и филиалов заведения в других городах, населенных пунктах.
- Вертикальное развитие — организация последующих, других ступеней образования. Присоединение к дошкольному — дополнительного школьного образования, подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
- Стратегия слияния — нацеленность на взаимодействие с профильными организациями высшей ступени, имеющими признание и авторитет (например, с ВУЗами, ССУЗами и т. д.).